Русское слово «счастье»Почему мы должны быть панславистами?Панславизм — это политическая концепция, суть которой заключается в том, что все славянские народы настолько близки друг другу, что фактически составляют один народ. Это единство включает в себя языковую, ментальную и культурную близость. На основе этого единства возникает идея необходимости политического объединения и проведение совместной политики в общеславянских интересах. В настоящий момент славянскими народами являются русские, поляки, лужицкие сербы, чехи, словаки, словенцы, хорваты, сербы, македонцы, болгары. Появление панславизма связывают с европейскими политическими движениями первой половины XIX века. В то время, например, возникает идея германского единства – пангерманизм. Но подобное мнение ошибочно. Знание о единстве славян было всегда, они ведали, что происходят из одного корня, что есть у них родственные племена, и они всегда стремились к общению на основе этого. Первые политические концепции славянского единства появляются уже в XV веке. Самым последовательным панславистом стал Юрий Крижанич, хорватский католический монах, который при дворе русского царя Алексея Михайловича, пытался продвинуть идею общеславянской державы. Правильная жизнь по Божьим правиламПресыщение знатностью
(памяти русского писателя)
Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895) в одном из писем открыто выразил свою независимую писательскую позицию: «я верую так, как говорю, и этой верою жив я и крепок во всех утеснениях. Из этого я не уступлю никому и ничего – и лгать не стану, и дурное назову дурным кому угодно». Редактору газеты «Новое время» А.С. Суворину Лесков писал: «Довольно и того, что я остался для знающих меня добропостроенным и честным человеком».
В эпоху «безвременья», когда жить «очень тяжело, и что ни день, то становится ещё тяжелее. “Зверство” и “дикость” растут и смелеют, а люди с незлыми сердцами совершенно бездеятельны до ничтожества», Лесков явил новый тип писателя – духовного наставника, носителя «непраздного» учительного слова. Проповеднический пафос, обусловленный стремлением художника донести до ума и сердца читателя слово «Вечной Истины», подкрепляется авторитетом Евангелия, словами Христа: «Говорю же вам, что за всякое слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36 – 37).
Литературную деятельность Лесков воспринимал почти как апостольское служение и с болью наблюдал «понижение идеалов в литературе», которой дал весьма нелестную характеристику в письме к И.Е. Репину 19 февраля 1889 г.: «Литература у нас есть “соль”. Другого ничего нет, а она совсем рассолилася». Обращает на себя внимание евангельская образность: «Вы – соль земли, – говорил Христос Своим ученикам. – Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною?» (Мф. 5: 13). Уместно вспомнить замечание сына писателя о «стремлении к пересолу» в характере отца. «Это уже не проповедь, а исповедание духа, полное веры в <...> силу неустанно любимой им литературы», – писал Андрей Николаевич Лесков.
«Против течений…»
(памяти Николая Семёновича Лескова)
В рассказе «Пламенная патриотка» Николай Семёнович Лесков (1831–1885) вспоминал: «Я был за границею три раза, из которых два раза проезжал “столбовою” русскою дорогою, прямо из Петербурга в Париж, а в третий, по обстоятельствам, сделал крюк и заехал в Вену» [i]. Эти «обстоятельства» – поездка летом 1884 года в Мариенбад, где писатель лечился целебными водами. История пребывания здесь нашего славного земляка достаточно показательна и заслуживает внимания.
Униатство как явление в русских землях
Главная причина нынешнего конфликта на Украине есть духовное разъединение русского народа. Инициаторами этого разъединения были католики, которые на протяжение всей своей истории предпринимали огромные и упорные усилия подчинить себе православных. |
|
Страница 4 из 282 |