Над всеми частными карликовыми идеологиями в мире господствуют две принципиально противостоящие друг другу сверхидеологии: идеология жизни и идеология смерти. Ось, разделяющая эти идеологии, и является основной осью, разделяющей человечество, охватывая каждого конкретно человека. Мы можем самоустраниться от любой из существующих миниидеологий, поставить себя вне политики или вне религии, но никому ещё не удалось избежать фундаментального выбора между идеологией жизни и идеологией смерти. Тысячу лет назад мудрый князь Владимир выбирал между этими двумя мировоззренческими системами. Он принял христианство и отменил в стране смертную казнь. В тот раз Россия сделала выбор в пользу идеологии жизни. Сегодня каждый из нас делает свой выбор, совокупный выбор всех станет выбором нашего государства.
Игра и игрушка, по мнению учёных, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в особой «свёрнутой форме» передаётся состояние современной цивилизации, направление движения: к жизни или к смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребёнку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.
Игра и игрушка – специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. Игрушка – тот же носитель информации для ребёнка, что газета или Интернет для взрослого. Спросите себя: какую информацию она несёт? Игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре – подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу-учить добру, красоте, мудрости и сорадости. Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук, Куклы-монстры – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребёнка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры: человек-машина, человек-чудище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребёнка? Задумываются ли они над тем, что игрушка- это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и её развитие в целом.
Духовно здоровые дети – духовно здоровое и сильное государство. Духовно больные, равнодушные к чужой беде, агрессивные, жестокие дети – слабое и больное государство.Существует прямая связь между расшатыванием детской психики и внутренним ослаблением жизнеспособности общества.
Сегодняшние события в дружественной нам Украине для многих россиян явились толчком для пересмотра своего отношения к либеральным западным ценностям. Для многих, но не для всех. Кто-то до сих пор считает, что на Украине происходит защита амбиций партий и правительств, а не война двух идеологий. Какое отношение куклы-монстры имеют к событиям на Украине, можно ли проследить путь от неправильного выбора игрушки до эскалации насилия и жестокости в «оранжевых» революциях, в которых с помощью детей и их жизней достигаются политические цели?
Конечно, можно.
Умные люди учатся на чужих ошибках, чтят духовные традиции, опыт своих предков.
Не умные люди – учатся на ошибках собственных.
Обратимся к традициям в нашей культуре:
1) нечисть и зло (ведьмы, черти, водяные, лешие и т.п.) НИКОГДА не были положительными героями сказок;
2) с нечистью не заигрывали и в неё не играли;
3) добро всегда побеждает зло;
4) к смерти относились уважительно, не глумились над ней и не возносили её;
5) самоубийство всегда являлось грехом, так как человек отказывался от данного Богом дара жизни; самоубийц не отпевают в храмах и хоронят отдельно от общих кладбищ;
6) обращение к колдунам, гадалкам, увлечение спиритизмом, участие в общих оргиях и праздниках подобных «Хэллоуину» всегда было и остаётся грехом.
Приводим некоторые цитаты из издательств РПЦ:
- Из книги «Игрушка и антиигрушка», рекомендованной Издательским Советом Русской Православной Церкви:
«В истории человечества гибель цивилизаций напрямую связывается с духовной сферой, нравственностью общества. Если она падала ниже допустимого уровня, то гибель была неминуемой. Разврат, бесовщина, разгул низменных чувств порицался и пресекался. Если нет – жди беды. Особо охранялись дети и молодёжь. Это – уроки истории. Во всех культурах существует «параллельный мир» тёмных сил (как впрочем и светлых, благодатных). Монстры, демоны и прочая нечисть существуют невидимо, но порой, достаточно ощутимо. У древних мыслителей и учёных- святых отцов Церкви – описаны методы борьбы с демонической духовностью. Призывать демона в слове или даже мысленно – значит подвергать себя смертельной опасности и не только в этой жизни. Игрушки – символическое изображение нечистой силы, несущей болезни, душевные и физические, духовное помрачение и пр. Ведь не дадите же вы в руки ребёнку радиоактивное яблоко, хотя радиацию вы также зримо не видите. Игрушки – монстры – равносильны радиации. Демоническая игрушка является транслятором духовного разрушения: одержимости (психических заболеваний), неврозов, склонности к суициду или же к немотивированной агрессии».
- Из статьи миссионерского отдела Тюменского благочиния:
«Типичные для хэллоуина карнавальные костюмы и любые игрушки в виде монстров, восставших из могил мертвецов, палачей, убийц и маньяков типа Джека-Потрошителя, наборы сладостей и игрушек в виде гробиков, черепов, костей и человеческих эмбрионов, «прикольные» конфеты из экскрементов – все это приводит к снятию внутренних табу на отвращение к подобным вещам, нравственному и эстетическому перевороту, смешению понятий добра и зла, что, в свою очередь, чревато не только психологическими деформациями, но и патологическими изменениями личности. Ребенок внушаем, подвержен влиянию, у него совершенно другая структура психики и фантазии. У детей, играющих в такие игры, возникает нередко страх темноты и одиночества, подавленное настроение, склонность к суициду, у них появляется энурез, ночные кошмары, «голоса» или же, наоборот, немотивированная агрессия по отношению к окружающим и прочие психические расстройства и неврозы. На таких «праздниках» как хэллоуин или «зомби-парад» происходит вовлечение еще не погрязших в сатанизме подростков в секты и адские субкультуры, такие как «ЭМО» и «ГОТЫ». Первые культивируют депрессивную психологию суицида, вторые гордость и жестокость, и те, и другие – любовь к сатане и всему демоническому. Адепты этих субкультур регулярно совершают попытки самоубийства, многие из которых оказываются «удачными». Совсем недавно в сентябре 2011г. в Тюмени покончил с собой «эмо-подросток», а его друг выжил после неудачной попытки. В прошлом году к длительным срокам заключения за людоедство были приговорены два молодых человека – один «гот», а другой «эмо» (дело Максима Главатских)… Это только самые громкие, получившие огласку происшествия, подобных которым становится все больше и больше. Многие родители предпочитают «прятать голову в песок», не обращая внимания на «детские забавы», пока не произойдет трагедия. Надо помнить о том, что от «игры» до сознательного сатанизма и смерти один незаметный шаг».
В марте 2014 года родительские организации «Родительское собрание Тульской области», некоммерческое партнёрство «Родительский Комитет» совместно с комиссией по социальным вопросам Тульской городской Думы провели конференцию «Защита традиционных духовных ценностей – защита будущего наших детей». Резолюцию конференции разослали во все Законодательные Собрания, в Государственную Думу Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, Правительства РФ и министерства – для принятия соответствующих мер по возрождению и укреплению Отечества, предложенных резолюцией.
Один из тезисов резолюции гласил: Существует настоятельная необходимость ужесточить и расширить требования Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»... Просим прекратить рекламу и продажу антиигрушек для детей «кукол-монстров», а также масок, игрушек, игр, фильмов, печатной продукции, любой продукции с изображением чудовищ, монстров, зомби, вампиров. Запретить проведение мероприятий, связанных с рекламой и пропагандой оккультизма, сект и культа смерти (хэллоуин и ему подобные).
Письма с просьбой прекратить рекламу и продажу в нашей области анти-игрушек для детей кукол-монстров были отправлены и в компании, торгующие данной продукцией.
Сеть детских магазинов «Кораблик» прислала ответ от производителя торговой марки «MonsterHigh» компании Маттел, который просто поразил своей уверенностью в безнаказанности. В письме от генерального директора компании сказано, что их «абсолютный жизненный постулат – не стесняться быть непохожими на других и учить детей позитивно воспринимать недостатки окружающих». В таком случае, продолжая данную логику, давно пора предложить отменить тюремное заключение для преступников и начать уже к ним позитивно относиться, а заодно, и к самим преступлениям. В их собственном меморандуме, оправдывающем производство данной продукции, подчёркнуто, что «поскольку новый порядок проведения экспертизы до настоящего времени не определён, экспертиза детских игрушек в настоящее время не проводится». Компании Маттел пришла на российский рынок с хорошо знакомыми всем куклами Барби. Прародительницей Барби называют героиню комиксов немецкого бульварного издания Лилли (Лилит – злой демон женского рода, вредящая младенцам и роженицам). Много было родительских баталий против куклы с откровенными женскими формами, больше похожей на взрослую блудницу, чем на пупса-ребёнка, который раньше пробуждал у наших детей чувства милосердия, нежности, закладывал девочкам чувство материнства. Архетип ребёнка был заменён на архетип взрослой потребительницы благ жизни, и вот теперь в новом витке своего развития эта компания предлагает нашим детям кукол-ведьм, вампиров, монстров.
Автор книг о детской игрушке, доктор психологических наук Вера Абраменкова считает, что«ситуация с игрушками плоха во всем мире, но в России она усугубляется отсутствием законодательных норм и государственной политики в этом вопросе. По сути, то, чем играют наши дети и каким товаром заполонены магазины, никто не контролирует. Раньше при Министерстве образования существовал экспертный совет по игрушке, но в 2004 году его ликвидировали. В Типовом положении о детских дошкольных учреждениях ни слова не говорится об игре и игрушках. Правда, сейчас в Государственной Думе готовится закон "Об игровой продукции для детей". Пока у нас нет закона, сотни тысяч игрушек будут сливаться к нам со всего мира как в помойку, и наши дети будут ими окружены».
Особенно трудно бывает правильный выбор сделать молодым родителям, на формирование жизненных ориентиров которых оказала влияние революция «свободы» 90-х, в том числе свободы от запретов и моральных ограничений, выросших в обществе потребления и не видевших альтернативы. Став сегодня мамами и папами, и не имея подчас собственного правильного положительного примера в воспитании, они оказываются не всегда готовыми к воспитанию детей на основе веками проверенных традиционных нравственных ценностей, основанных на фундаменте православной веры.
Но, духовные законы так же, как и законы физические имеют свойство срабатывать, даже если мы в них не верим. Поэтому, наше дело – сказать вам правду, а не заставлять вас в эту правду верить. Но мы просто обязаны вас предупредить: если вы купили своему ребёнку гробик, чтобы он в него кого-нибудь уложил, будьте готовы к тому, что ему захочется со временем или самому лечь в него, из-за того, что это – весело, или положить в него кого-то из окружающих его людей, возможно, и вас. Пока же остаётся только надеяться, что законы самосохранения обязательно сработают у каждого взрослого человека и у наших законодателей. Взрослость не определяется возрастом, она определятся только мерой нашей ответственности.
Боженова Светлана Алексеевна,
Председатель общественной организации «Родительское собрание Тульской области»,
Представитель некоммерческого партнёрства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский Комитет» по Тульской области.