В кулуарах близких к Правительству Российской Федерации уже давно шепчутся о том, что один из долгожителей Белого дома – Министр образования и науки Андрей Фурсенко готовится покинуть свой пост. Причем не по собственному желанию, а с подачи вышестоящего руководства.
Хотя, наверное, не справедливо говорить только о кулуарных кругах в этом вопросе. Этот момент на повестке дня в прессе занимает уже довольно продолжительное время. Был даже создан рейтинг самых непопулярных министров, в число которых наряду с Игорем Левитиным, Виталием Мутко, Анатолием Сердюковым и Татьяной Голиковой входит и Андрей Фурсенко.
Я бы к этому списку еще и Рашида Нургалиева приписал, но это отдельная «песня».
Министр образования и науки, по большому счету – далеко не глупый человек. Но своими действиями, за которыми следуют разрушающие общество последствия, он становится для России вдвойне опасным. Сам он – выходец из физмата. Доктор наук. Но при этом публично неоднократно заявлял о том, что современное образование не должно готовить творцов, оно должно выпускать потребителей.
«Школа должна готовить не творцов, а квалифицированных потребителей».
И тут же добавляет:
«Высшая математика убивает креативность».
Эти цитаты не личная придумка автора этой статьи. Это выражения Министра образования и науки Андрея Фурсенко, которые, как бы ни печально по сути это было, вошли в топовые строчки в сборник афоризмов наших политических деятелей.
Не творцы, а потребители
На первый непросвещенный взгляд во фразе Андрея Фурсенко вроде бы ничего такого и нет. Дабы живем мы сегодня в том самом пресловутом обществе потребления. Мы много работаем, чтобы потом столько же много на себя тратить. Мы покупаем дорогие автомобили, мы одеваемся в брендовых магазинах, ходим в кинотеатры, питаемся в модных ресторанах (и не просто столовыми приборами, а деревянными палочками – элементами чужой культуры), мы летаем отдыхать на самые лучшие и дорогие мировые курорты. Мы живем, чтобы потреблять. Цель нашей сегодняшней жизни: работа ради отдыха и удовольствия.
Вот и Министр образования и науки тоже, казалось бы, не вылезает за границы данной стези и с вершин своих полномочий отправляет молодое поколение прямо со школьной скамьи прямиком в это общество.
А что дальше? А дальше списывается со счетов по старости наше поколение потребителей, которое еще хоть как-то, застав в юности советские годы и старую школу, еще способно мыслить не потребительскими стереотипами и мечтать о полетах в космос, о покорении севера или доблестном офицерском призвании.
С приходом старости наше поколение очень быстро будет списано со счетов. Во время получения удовольствий, забота о старшем поколении – никому не нужная обуза, сопряженная с ответственностью. А ведь цель жизни, напомним, получить удовольствие.
Следующее же поколение, которое уже сегодня воспитано на компьютерных играх, реалити-шоу и ЕГЭ – это настоящее поколение потребителей. И достигнуто это было исключительно благодаря нашему Министру Андрею Фурсенко.
Если вы подойдете к современному молодому человеку и зададите ему, например, вопрос литературного характера, еще раз – например, какова роль коллективизации в произведении Шолохова «Поднятая целина»?
На вас посмотрят бессмысленными и удивленными глазами. Потому что сегодня в школе вопросы, таким образом, никто не ставит. И если идет вопрос у учащихся старших классов по этой теме, то вопросы выглядят приблизительно следующим образом:
В произведении Шолохова «Поднятая целина» описывается:
- процесс проведения коллективизации;
- гражданская война;
- подавление кулачества;
- расказачивание Дона;
Согласно программе современного образовательного процесса, правильным ответом может быть только один вариант.
Хотя, все кто застал старую советскую школу, хором автору этих строк возразят, все перечисленные процессы имели место быть в произведении Шолохова. И ограничиваться только одним вариантом – это будет неправильно.
Но Министру образования и науки главное, чтобы человек, который сегодня учится за партой, а потом поступает в ВУЗ, учился работать последовательно. По строгой инструкции. Творческий подход здесь неуместен. В будущем Россию должны населять люди, среди которых одни будут способны закручивать гайки, другие их откручивать. Самодеятельность – воспрещается.
Вот и готовятся сегодня личности, которые изучая вроде бы стандартные вещи, тем не менее, смотрят на мир уже совершенно под другим углом. Я бы даже еще добавил, под бесперспективным углом.
За Андреем Фурсенко еще много грехов водится. И закрытие сельских школ, и разрушение высшего образования, за счет насаждения липовых вузов, готовящих «специалистов» за деньги. И многое другое.
«За годы, которые Андрей Фурсенко возглавляет министерство, система российского образования и науки деградировала, пришла в полный упадок. Наука практически «убита». Распадаются научные коллективы, закрываются лаборатории. Лучшие умы российской науки и образования продолжают уезжать за рубеж. Разрушается школьное образование: сокращается финансирование школ, снижается уровень подготовки абитуриентов. Уничтожается система высшего образования: растет уровень коррупции, увеличивается стоимость обучения и количество платных мест, ухудшаются условия проживания в общежитиях, растет число призывников в студенческой среде». http://russiansu.ru/publ/novosti/novosti_rss/rss_trebuet_otpravit_v_otstavku_fursenko/2-1-0-185.
Даже президент один раз пошутил на эту тему, «а не уволить ли мне Фурсенко?», когда ему в очередном докладе была красочно описана картина, творящаяся на современном поле, где расположено образование и наука.
В интернете даже создан специальный сайт, где уже некоторое время полным ходом идет сбор подписей за отставку Андрея Фурсенко - http://www.fursenko.net/.
Но отставка - это еще не панацея от всех бед, которые грозят нам в будущем. Важно поставить человека, который бы мог все это исправить и поставить систему образования обратно на правильное направление.