По рекомендации знакомого отправляюсь в Палату ремесел города Жуковского Московской области. На электричке доезжаю до станции Отдых и прогулявшись по предновогоднему лесному парку попадаю на улицу Фрунзе к нужному дому.
Нахожу пятый подъезд со звонком под номером 101. На звонок мне открывают дверь и я спускаюсь в полуподвальное помещение. Внутри сразу же забываешь о «полуподвальности», так как все обшито светлыми досками, висят картины, работают улыбчивые люди, и ,вообще, тепло и сухо. Навстречу выходит молодой бородатый мужчина, представляется директором «Палаты ремесел» Александром. И предлагает с дороги попить чай. Но так как меня разбирает любопытств, то я прошу отложить чаепитие до после осмотра «Палаты». Директор соглашается и ведет меня сразу в один из оборудованных небольших экспозиционных залов.
Александр Здесь у нас Жуковская палата ремесел. Палата работает в районе 5 лет Это объединение людей и мастеров г.Жуковского Московской области Очень много людей приезжают из регионов. .Особенно нам близки северная часть России : Архангельский край, Вологда, Кострома, Тверь. Как правило, у нас работают и люди , и выставленные экспонаты
Есть у нас реставраторы-плотники, например, (вот их стенд ) Это реставраторы – плотники. Очень серьезно подходят к своему делу.. 30 лет занимаются реставрацией. Рассматривается прежде всего северная изба и все ее элементы, и сакральный ,и элементы строения , и вообще все, что вокруг избы. Это и правильное строение избы. Во главе ее, как правило, печной столб, далее с элементами еще дохристианской символики старые столбы, и с христианскими - красный угол. Само строение избы, как она строилась. Всем этим они и занимаются.
Корреспондент: А мастер-классы по строительству даете? Например, люди хотят создать общину и не знают, как построить избу. Как быть ?
Александр Именно поэтому у нас был курс плотницкого мастерства. Мы читали теорию, а потом проходили практику. Шел курс лет пять . Потом мы записали теорию курса на видео- диск, он у нас на есть в продаже. А практику мы теперь проводим следующим образом У нас строится усадьба по Ярославскому шоссе, это село Воздвиженское, примерно 45 км от Москвы, недалеко от Абрамцево. Привезли туда старую курную избу из Архангельска и там ее восстанавливаем. Есть там три еще новых здания: домик гончара, баня, и что-то вроде трапезной. Рядом есть церковь. Батюшки из нее поставили рядом часовню небольшую. И все это обносится интересным красивым забором из бревен. Такой вот объект. Туда и приглашаем тех, кто хочет научиться рубить, т.е теорию можно купить на диске у нас, либо в библиотеке, потом переписать а практику -уже ездить туда по субботам рубить.
Корреспондент: Т.е. у Вас не просто музей, а он привязан к практической жизни.. Раньше народное творчество выходило из повседневной жизни, а теперь сохраненные народные промыслы могут помочь наладить современную жизнь, формировать ее уклад, вернуться к своим истокам. Т.е живая такая обратная практическая связь?
Александр Да, так. Двигаемся дальше... Вот интересные наглядные пособия, это то, что ребята реставрировали: макеты церквей, изб. Представленные экспонаты это макеты всего крестьянского быта начиная от церквей и заканчивая крепостными башнями. Это и водяная мельница, и обычная мельница, амбар, баня, сам дом, колокольня, …- все постройки, представляющее деревянное зодчество, которые было в XVII, ХVIII,XIXвеках на Руси.
Единственно чего у нас нет, но мы об этом думаем как сделать, это полоскальни.. Мы недавно были в Каргаполе, там сохранились такие интересные постройки –полоскальни, т.е посеред реки стоит изба, в нее женщины входят по мосткам и начинают полоскать белье. Вот мы хотим макет тоже сделать.
Следующее-это пчеловодство. У нас очень сильные пчеловоды. Например, есть такой Звездин Николай Николаевич, который ведет у нас курсы по пчеловодству. Это пчеловод с сорокалетним стажем, потомственный пчеловод- ему отец передал ремесло. Сейчас Николаю Николаевичу 78 лет. Зимой он у нас читает лекции по пчеловодству, а летом в Липецкой области держит 180 ульев. Вот у нас есть улей. Ему 120 (сто двадцать лет). Последний раз он вывозился на пасеку лет пять назад, т.е. всего на пасеке этот улей отработал сто с лишним лет..
Если кто хочет научиться пчеловодству, пусть приходит на курсы к Звездину, пока он этой информацией делится. Николай Николаевич ведет курсы по своему дневнику, в которой записаны все дни за сорок лет:. каждый улей у него под номером, указано , когда
он был выставлен, когда облет произошел, когда и сколько меда с него было собрано, сколько градусов было в каком году и т.д. Звездин дает дельные практические советы. От того на каком расстояние друг от друга ставить улья. Должен быть один метр. Почему? Чтобы успеть все ульи обслужить. Снимает крышку с одного улья, делает шаг, кладет ее на другой, в первом улье разбирается. Встает Звездин в шесть утра и ложится в полночь, и каждый шаг и движение у него рассчитаны, даже то, что ручка у стамески должна быть белого цвета, потому что если положишь ее в траву, стамеска будет видна и ее сразу найдешь.
Идем с Александром дальше
А вот небольшой стенд пряников, продолжат он. Девчата его готовят Это Архангельские пряники: козули, тетеры. За январь должны стенд доделают. Здесь проходят экскурсии и мастер-классы.по изготовлению пряников. Такое совместное семейное творчество объединяет.. Отец, например, месит тесто, делает пряничные формы, деревянные, мама выпекает. Для изготовления форм обычно идут твердые породы деревьев - береза, дуб, бук. Мягкие породы, такие как липа удобна тем, что можно быстро вырезать форму, но такая форма долго не живет, т.к. по ней то скалкой пройдутся, то еще чем. .
Корреспондент: А Вы не проводите выездные мастер-классы в других городах ?
Александр : Проводим. Выезжают наши пряничницы и кукольницы с мастер-классами.
Показывают обрядовые куклы. Кукол у нас много, порядка трехсот. Мы работаем по всем регионам. Куклы собраны в нашем музее разные, почти на все случаи жизни: «крупяница», «столбушки», «на счастье» и другие. Вот, например, «Дрема-Ерема» на случай. когда ребенок плохо спит, мама делает ему «Дрему-Ерему». Есть куклы «материнства», «родовспоможение», «неразлучница» (для новобрачных), много других кукол.
А это уголок по льну. Здесь рассказывают, как лен сажали, мяли, чесали , обрабатывали, ткали и т.д.
(Александр показывает на мялку)
Вот какая мялка. Очень трудоемкий процесс был. Представляете, сколько энергии надо было потратить, прежде чем что-то сделать. Приданое готовили годами. Одну рубаху могли ткать несколько лет. Вещи были довольно-то дорогими. Конечно, кроме льна на Руси еще были и другие материалы: пенька, конопля, крапива…
Корреспондент: А проводите молодецкие забавы, «стенка на стенку»?
Александр Проводим . Они, в основном, привязаны к Солнцу и праздникам, связанных с Солнцем (четыре раза в год , это и Коляда, и Масленица , и Купала .) . Тут и дети, и взрослые вместе обычно.
(Подходим к стенду с игрушкам и директор оживляется.)
Теперь об игрушках. Глиняная игрушка. Это, в основном , интересная игрушка Каргапольская игрушка. Возродила ее Ульяна Бабкина. Потом, Ярославская игрушка. Посмотрите, как сделана. В отличии от Каргапольской, которая расписана, Ярославскую игрушку обжигали., т.е. делали заготовку из глины, выкапывали яму, туда клали будущую игрушку, подсыпали солому, поджигали и засыпали землей. Как сейчас торфяники горят Три дня горела, потом ее вынимали и получалась такая вот темная и как будто бы лаком покрытая. А это свистульки, те самые известные Каргопольские. По игрушкам можно долго рассказывать. У нас на каждую тему есть отдельная экскурсия.
Идем в другую комнату как оказывается, игровую.
Александр Здесь рукоделие проходит. Теперь - игровая комната. Основные направления предметы для детей, конечно, это физкультура, фольклор и труд. Рукоделие, чтобы дети научились своими руками что-то делать, фольклор-это традиционные игровые вещи. преподаем детям. Причем те, кто занимается фольклором с детьми, работают по такому принципу: сами играют, а детей пока не втягивают в игру, дети находятся рядом, и через какое-то время, увлекшись, ребенок поддавшись общему азарту, вливается в игру. Т.е не надо ребенка заставлять что-то делать , в хоровод тянуть, например. Он сам под общим задором втянется.
Корреспондент: То есть своим примером его учить, а не просто объяснениями.
Александр Да. Вот у нас , например, младшему ребенку два с половиной года. На первом занятии он просто сидел, смотрел. На втором уже начал принимать участие. А на третьем, причем мы это записали на видеодиск(мы ведь и записываем занятия, и записи с занятиями продаются в библиотеке), он уже взял бубен, бегал вокруг и кричал: «Мама, пой. Мама, пой…». Мама там поет «Мак-маковица… » , и он вокруг скачет… И мы всех призываем учить детей песням. Мы можем предоставить и диски с песнями, и с хороводами,с играми, с музыкальными инструментами простыми. Например, есть семьи, объединились, пять детей есть, сами тоже вечером собрались, песни запели, на простом инструменте поиграйте, хот на бубне,. И так два раза в неделю попели. Вот такое объединение происходит, праздник такой сделайте..
Корреспондент Таким образом происходит зарождение самого начала общины из культурной и духовной составляющей?
Александр Да, да. Дети должны в такой среде находиться, они через это сильно развиваются. Я по своим детям сейчас смотрю.. Это три вещи: спорт, песни и пляски и труд: лепка из глины, изделия из бересты, старше девочки уже что-то шьют, режут из дерева. Не надо думать, что в современном обществе это не понадобится, что нужны только бухгалтеры. Человек должен развиваться. Могу привести пример по тем же самым прялкам. В Японии, например, отменили в первых классах липучки на обуви, потому завязывание шнурков через мелкую моторику развивает мышление Бабушки сейчас выбрасывают прялки. А возьмем старый вид прялки, где одной рукой нитка скручивается , а другой наматывается на веретенцо., оба полушария мозга работают, и через эту моторику человек по-другому развивается и по-другому воспринимает мир. И даже в одних и тех же современных экономических условиях человек начинает мыслить по-другому, интересней и быстрей. То есть такое обязательно. Не надо думать, что сейчас только мир компьютеров. Если с детства человек привязан только к компьютеру, то получается работ какой-то. Если же он вырос в нормальных условиях, ему потом можно дать компьютер, и уже развитый человек воспользуется им по-другому.
Корреспондент: Это так же, как человек не может везде и всегда ездить на машине, он должен бегать, плавать, прыгать, ходить…
Александр Ну, да т.е не говорить, зачем мне ходить или плыть, если у меня машина есть
Теперь идем дальше. Помимо того, что у нас выпускаются эти аудио и видеодиски с уроками, лекциями и семинарами, т.к. у нас есть аудио студия , в которой мы записываем интересные аудиокниги: сказки и т.д. ( показывает все и объясняет)
Вот здесь сидит за компьютером и пультом звукооператор, а в звукоизолированной комнате могут песни петь, на балалайках играть и т.д.
А теперь пойдемте чай пить.
По пути в трапезную заходим в библиотеку.
Александр Знакомьтесь, Елена Николаевна, наш библиотекарь. Куда бы мы ни ехали, там мы все снимаем на видео, записываем на аудио и, привозим из всех экспедиций интересные книги. И помимо всего, для тех, кто плохо видит, есть аудиокниги. Конечно есть книги по русской культуре. Едем ли мы в тот же Каргаполь, или в Вологду, книги о том крае, куда едем, покупаем ли, дарит ли местная Администрация или другие люди.- все сюда привозим: начиная от фольклора и до русской кухни.. Любой человек может прийти записаться, взять книги, посмотреть , почитать. Результаты всех экспедиций на видео записаны.
Идем в другую комнату Директор продолжает свой рассказ.
.Александр Здесь у нас по дереву мастерская. Тут , если кому что-то на заказ надо сделать из дерева. Тут позвонили недавно, сказали: «Нужны музыкальные инструменты»,- мастера делают. Вчера просили скалки, потом веретенца. Такая вот мастерская по дереву.
Корреспондент: Если кто-то захочет Вас найти. Скажите как это сделать.
Александр Очень просто. Жуковская палата ремесел. Город Жуковский Московской области, улица Фрунзе , дом 12 , 5-й подъезд, зовут меня Смолянинов Александр,
мой телефон 8-963-7505609
После экскурсии идем в трапезную и там пьем чай со сладостями. Беседа продолжается, к ней присоединяется несколько гостей и работников «Палаты ремесел». Выясняется, что
«Палата…» имеют хорошие, как говорится, устойчивые связи с производителями мяса птицы, яиц, молока и рыбы и покупает продукты у них, а не в магазинах-супермаркетах, хотя , конечно, не все.
Разговор получился в общем-то многообещающим. Уезжаю из Жуковского с определенным оптимизмом. Как работа дальше пойдет, да как Бог даст ?
Вел беседу Редкий Леонид